Как научить ребенка определять время по часам
Понимание времени и умение определить его остаются незаменимыми навыками для любого ребенка. Научить ребенка определять время на часах со стрелками – значит запустить процесс, который увеличит когнитивные способности малыша, включит логику, математику и пространственное восприятие. К тому же, умение читать время на часах делает ребенка более автономным и уверенным в своих возможностях.
В этой статье мы рассмотрим, как постепенно вводить детей в понятия времени, закрепить новые навыки с помощью игр и применить их в повседневной жизни.
В этой статье мы рассмотрим, как постепенно вводить детей в понятия времени, закрепить новые навыки с помощью игр и применить их в повседневной жизни.

Перед тем, как начать обучать детей чтению времени на часах, важно ввести их в саму концепцию времени. Для взрослых, которые уже давно живут в ритме постоянных дедлайнов, может показаться само собой разумеющимся, что день состоит из 24 часов, час из 60 минут, а минута из 60 секунд..
Но для ребенка, время — это абстрактное понятие, которое дети начинают осознавать по мере роста и развития. Совсем маленькие дети начинают понимать, что определенные события происходят в определенное время: например, завтрак когда встаешь, обед в середине дня, и сон когда стемнеет.
С возрастом дети начинают разбираться в более сложных концепциях времени. Они начинают связывать время с определенными событиями, такими как поход в садик или время для игр, начинают понимать и использовать базовые временные понятия — "утро", "день" и "ночь" — и их последовательность.
Обучение чтению времени на часах — следующий шаг в этом развитии. С помощью родителей ребенок узнает, что часы и минуты — это инструменты, которые помогают измерить день, и что эти измерения помогают организовать нашу жизнь. Это помогает им в понимании концепции времени, а еще укрепляет знание чисел и базовой арифметики.
Но для ребенка, время — это абстрактное понятие, которое дети начинают осознавать по мере роста и развития. Совсем маленькие дети начинают понимать, что определенные события происходят в определенное время: например, завтрак когда встаешь, обед в середине дня, и сон когда стемнеет.
С возрастом дети начинают разбираться в более сложных концепциях времени. Они начинают связывать время с определенными событиями, такими как поход в садик или время для игр, начинают понимать и использовать базовые временные понятия — "утро", "день" и "ночь" — и их последовательность.
Обучение чтению времени на часах — следующий шаг в этом развитии. С помощью родителей ребенок узнает, что часы и минуты — это инструменты, которые помогают измерить день, и что эти измерения помогают организовать нашу жизнь. Это помогает им в понимании концепции времени, а еще укрепляет знание чисел и базовой арифметики.

Начало обучения: Часы без минутной стрелки
Обучение маленьких детей лучше начинать с простых вещей, а затем постепенно переходить к более сложным. Одним из таких простых способов является использование часов без минутной стрелки. Это облегчает процесс обучения, поскольку малыш вначале сосредотачивается только на одном элементе — часовой стрелке.
Часы без минутной стрелки предлагают детям простую и понятную структуру. Это помогает им лучше понять, что круглый циферблат часов представляет собой день, разделенный на 12 часов. Детям легче воспринять, что каждый "час" на циферблате представляет один час времени. Таким образом, если часовая стрелка указывает на 3, значит, сейчас 3 часа, если на 7 — значит, 7 часов.
Рассказывая детям о часовом циферблате, важно подчеркнуть, что он начинается с 12, а не с 1. Это поможет избежать путаницы в будущем, когда мы введем минуты и они увидят, что минутная стрелка начинается с 0.
Такой подход к обучению помогает детям освоиться с базовыми концепциями времени и подготовить их к следующему шагу — введению минутной стрелки и более детальному изучению времени.
Игры на освоение навыка:
Эти упражнения могут быть адаптированы в зависимости от возраста и уровня понимания ребенка, они помогут ребенку стать уверенным в чтении "полного" часа перед тем, как перейти к более сложному чтению времени с минутами.
Часы без минутной стрелки предлагают детям простую и понятную структуру. Это помогает им лучше понять, что круглый циферблат часов представляет собой день, разделенный на 12 часов. Детям легче воспринять, что каждый "час" на циферблате представляет один час времени. Таким образом, если часовая стрелка указывает на 3, значит, сейчас 3 часа, если на 7 — значит, 7 часов.
Рассказывая детям о часовом циферблате, важно подчеркнуть, что он начинается с 12, а не с 1. Это поможет избежать путаницы в будущем, когда мы введем минуты и они увидят, что минутная стрелка начинается с 0.
Такой подход к обучению помогает детям освоиться с базовыми концепциями времени и подготовить их к следующему шагу — введению минутной стрелки и более детальному изучению времени.
Игры на освоение навыка:
- Используйте настенные часы для обучения. Повесьте настенные часы без минутной стрелки на уровне глаз ребенка. Пусть ребенок каждый час подходит к часам и говорит, сколько сейчас времени.
- Игра "Что время говорит?" Нарисуйте различные позиции часовой стрелки на отдельных карточках или используйте обучающие часы, на которых можно перемещать стрелки. Перемешайте карточки и попросите ребенка выбрать одну. Затем пусть ребенок установит стрелку на своих часах в позицию, соответствующую карточке, и скажет, сколько сейчас времени.
- Создайте расписание дня. Помогите ребенку составить расписание дня с указанием времени на часах без минутной стрелки. Включите важные события, такие как время пробуждения, время завтрака, время игры и т.д. Регулярно в течение дня обращайте внимание ребенка на то, что сейчас происходит и как это соотносится со временем на часах.
- Игра в ассоциации. Спросите у ребенка, что обычно происходит в определенное время дня, например: "Что мы обычно делаем, когда стрелка на 8?" или "Что ты обычно делаешь, когда стрелка на 3?" Это поможет ребенку установить связь между временем и повседневной жизнью.
- Учите через сказки. Придумывайте истории, где ключевыми элементами являются временные отметки. Например, "У зайчика были часы, которые всегда показывали 7 часов. Что он мог делать в это время?"
Эти упражнения могут быть адаптированы в зависимости от возраста и уровня понимания ребенка, они помогут ребенку стать уверенным в чтении "полного" часа перед тем, как перейти к более сложному чтению времени с минутами.

Переход к полным часам: Введение в минуты
После того, как ваш ребенок уверенно научился определять 'полный' час с помощью часовой стрелки, настало время ввести минутную стрелку и понятие минут. Это требует от ребенка умения считать до 60 и разделить циферблат на 5-минутные отрезки.
Вначале объясните, что каждый 'час' на циферблате также соответствует 5 минутам. Визуально поделите циферблат на 12 равных частей и покажите, что каждая часть — это 5 минут. Используйте фразы вроде "длинная стрелка на 1, это 5 минут", "длинная стрелка на 2, это 10 минут" и так далее, чтобы помочь ребенку усвоить эту концепцию.
Затем введите в обучение 'неполные' минуты, объяснив, что каждая минута на циферблате также разделена на пять одноминутных отметок. Ребенок должен научиться складывать эти отметки, чтобы определить, сколько минут показывают часы. Например, "длинная стрелка на 1 и две дополнительные отметки, это 7 минут".
Используйте игры и упражнения, которые могут помочь ребенку усвоить новое понятие:
Вначале объясните, что каждый 'час' на циферблате также соответствует 5 минутам. Визуально поделите циферблат на 12 равных частей и покажите, что каждая часть — это 5 минут. Используйте фразы вроде "длинная стрелка на 1, это 5 минут", "длинная стрелка на 2, это 10 минут" и так далее, чтобы помочь ребенку усвоить эту концепцию.
Затем введите в обучение 'неполные' минуты, объяснив, что каждая минута на циферблате также разделена на пять одноминутных отметок. Ребенок должен научиться складывать эти отметки, чтобы определить, сколько минут показывают часы. Например, "длинная стрелка на 1 и две дополнительные отметки, это 7 минут".
Используйте игры и упражнения, которые могут помочь ребенку усвоить новое понятие:
- Минутные соревнования. Пусть ребенок научится оценивать длительность минуты. Установите таймер на 1 минуту и пусть ребенок попробует считать до 60. Посмотрите, насколько близко он окажется к реальной минуте.
- Игра в магазин с часами. Создайте "магазин часов", где каждый час показывает разное время. Пусть ребенок будет "продавцем", а вы - "покупателем". Спрашивайте у "продавца", который час показывает это или иное время, чтобы упражнение было более интерактивным и веселым.
- Игра "Минутное угадывание". Установите часы на случайное время и пусть ребенок угадает, сколько минут показывают часы. Это упражнение поможет ребенку практиковаться в быстром определении времени до минуты.
Понимание концепций "половины часа" и "четверти часа"
После того, как ребенок научился распознавать "полные" часы и минуты, следующим важным шагом является понимание таких понятий, как "половина часа" и "четверть часа".
Половина часа. Начните с объяснения, что "половина часа" означает 30 минут. На часах половина часа обозначается, когда минутная стрелка указывает на "6" (находится внизу циферблата). Помогите ребенку понять, что половина часа равна двум половинам круга на циферблате часов.
Четверть часа. После этого можно перейти к понятию "четверти часа", что означает 15 минут. На часах четверть часа обозначается, когда минутная стрелка указывает на "3" или "9". Это, соответственно, первая и последняя четверть часа. Помогите ребенку понять, что час можно разделить на четыре части, и каждая из этих частей называется "четвертью часа".
Примеры упражнений для освоения "половины часа" и "четверти часа":
Половина часа. Начните с объяснения, что "половина часа" означает 30 минут. На часах половина часа обозначается, когда минутная стрелка указывает на "6" (находится внизу циферблата). Помогите ребенку понять, что половина часа равна двум половинам круга на циферблате часов.
Четверть часа. После этого можно перейти к понятию "четверти часа", что означает 15 минут. На часах четверть часа обозначается, когда минутная стрелка указывает на "3" или "9". Это, соответственно, первая и последняя четверть часа. Помогите ребенку понять, что час можно разделить на четыре части, и каждая из этих частей называется "четвертью часа".
Примеры упражнений для освоения "половины часа" и "четверти часа":
- Часы-паззлы. Используйте игрушечные часы или нарисуйте большие часы на карточке. Разделите циферблат на четыре части: 15 минут (четверть часа), 30 минут (половина часа), 45 минут (три четверти часа) и 60 минут (полный час). Попросите ребенка соотнести минутную стрелку с соответствующим временным отрезком.
- Игра "Время и действия". Задайте ребенку вопросы, которые включают понятия половины часа и четверти часа. Например: "Если сейчас 2 часа, что будет через полчаса?" или "Сколько времени ты потратишь на чтение, если прочтешь книгу в течение двух четвертей часа?"

Уровень PRO: Чтение времени в 12-часовом и 24-часовом форматах
Понимание обоих форматов времени сделает его более уверенным, будь то использование наручных часов, мобильного телефона, компьютера или часов в публичных местах.
12-часовой формат времени. Сначала объясните ребенку, что 12-часовой формат делит день на две части: до полудня (AM) и после полудня (PM). Утро начинается в 12:00 AM (или полночь) и продолжается до 11:59 AM. После полудня начинается с 12:00 PM и продолжается до 11:59 PM. Помогите ребенку понять, что стрелка часов два раза в сутки проходит все 12 "часов" циферблата.
24-часовой формат времени. Далее, объясните 24-часовой формат, который, в отличие от 12-часового формата, использует одно 24-часовое деление для обозначения времени. Этот формат начинается с 00:00 (полночь) и идет до 23:59. Важно помочь ребенку понять, что в этом формате время после полудня обозначается числами от 13 до 23, а не повторением чисел от 1 до 12, как в 12-часовом формате.
Упражнения для практики чтения времени в обоих форматах:
12-часовой формат времени. Сначала объясните ребенку, что 12-часовой формат делит день на две части: до полудня (AM) и после полудня (PM). Утро начинается в 12:00 AM (или полночь) и продолжается до 11:59 AM. После полудня начинается с 12:00 PM и продолжается до 11:59 PM. Помогите ребенку понять, что стрелка часов два раза в сутки проходит все 12 "часов" циферблата.
24-часовой формат времени. Далее, объясните 24-часовой формат, который, в отличие от 12-часового формата, использует одно 24-часовое деление для обозначения времени. Этот формат начинается с 00:00 (полночь) и идет до 23:59. Важно помочь ребенку понять, что в этом формате время после полудня обозначается числами от 13 до 23, а не повторением чисел от 1 до 12, как в 12-часовом формате.
Упражнения для практики чтения времени в обоих форматах:
- Преобразование времени. Напишите несколько разных времен на карточках в 12-часовом формате и попросите ребенка преобразовать их в 24-часовой формат. Затем сделайте то же самое, но наоборот. Это поможет ребенку практиковаться в преобразовании времени из одного формата в другой.
- "Что будет через...". Установите время на часах и спросите ребенка, какое будет время через определенное количество часов или минут. Это поможет ребенку понять, как движется время, и практиковаться в обоих форматах.
- Использование разных устройств. Пусть ребенок проверяет время на разных устройствах (например, на компьютере, смартфоне, будильнике), которые показывают время в разных форматах. Это поможет ему на практике понять разницу между форматами.
- Игра "Сопоставь время". Создайте карточки с временем в 12-часовом формате и карточки с соответствующим временем в 24-часовом формате. Перемешайте карточки и попросите ребенка сопоставить время в разных форматах.

Применяем навыки определения времени в жизни
Владение навыком чтения времени на часах обладает большой практической ценностью. Внедрение его в повседневную жизнь ребенка будет способствовать его самостоятельности и ответственности.
Вот несколько идей, как это можно сделать:
Вот несколько идей, как это можно сделать:
- Расписание дня. Составьте с ребенком расписание его обычного дня, указав время каждой активности. Пусть ребенок сам следит за временем и контролирует соблюдение расписания.
- Задания на время. Возьмите таймер и установите его на определенное время для выполнения определенной задачи, например, уборки комнаты или выполнения домашнего задания. Это поможет ребенку развивать чувство времени и способствовать его организованности.
- Планирование событий. Если в вашем календаре есть предстоящие события или мероприятия, попросите ребенка помочь вам спланировать их. Укажите время начала и окончания каждого события, и обсудите с ребенком, как это будет влиять на ваш день.
- Кулинарные эксперименты. Приготовление пищи - отличный способ практиковаться в чтении времени. Пусть ребенок помогает вам в кухне, контролируя время приготовления различных блюд
Поделиться
Последнее в нашем блоге
смотреть всеОформите подписку
Будьте в курсе акций и последних поступлений
Нажимая "Подписаться", я даю согласие на обработку персональных данных
Есть собственная служба доставки, также работаем с ведущими транспортными компаниями
Оплата любыми способами и возврат в течение 7 дней
Более 190 брендов и свыше 50 000 товаров
Оффлайн-магазины в Москве и Санкт-Петербурге